ТОЧКА ЗРЕНИЯ: О ПРИЧИНАХ ГОЛОДА В УКРАИНЕ 1932-33 ГГ.

Актуальные темы Политическая безопасность Самое интересное

19.11.2011

Для того чтобы вступить в дискуссию об упомянутом большом голоде следует остановиться на некоторых вопросах сельской жизни без уточнения которых могут быть не поняты наши суждения, высказанные тут с определенной объективностью, а не в политизированном плане, как это делают многие десятки лет некоторые иностранные ученые, в том числе и из диаспоры украинцев, переселившихся в упомянутые годы в Канаду, США, Австралию и в другие регионы мира. Когда читаешь книги, посвященные голоду в Украине, именно голоду, а не голодомору, а тем более не геноциду удивляешся откуда у многих политических, культурных и государственных деятелей (типа Н.Г.Жулинского, С.В.Кульчицкого, В.С.Кульчицкого, В.А.Яворивского и Ко) столько ненависти к Родине которая их взрастила и дала все свои блага. Создается впечатление, что они прямо захлебываются, когда обливают грязью свою Родину и не видят, а главное не хотят видеть того что сделала для Украины советская власть, превратившая ее из нищенской в высоко-культурную и индустриальную страну.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: О ПРИЧИНАХ ГОЛОДА В УКРАИНЕ 19932-33 ГГ.

Для того чтобы вступить в дискуссию об упомянутом большом голоде следует остановиться на некоторых вопросах сельской жизни без уточнения которых могут быть не поняты наши суждения, высказанные тут с определенной объективностью, а не в политизированном плане, как это делают многие десятки лет некоторые иностранные ученые, в том числе и из диаспоры украинцев, переселившихся в упомянутые годы в Канаду, США, Австралию и в другие регионы мира. Из них особо следует указать на недостаточную объективность и не строго научный подход при оценке некоторых социальных событий того времени старшим научным сотрудником института Гарримана при Колумбийском университете Джеймсом Мейсом – председателем комиссии Конгресса США по исследованию голода на Украине в 1932-1933 г.г. (материалы были доложены в сентябре 1990 г. на международном симпозиуме) который пришел к необоснованному выводу, что голод на Украине был заранее спланированным голодомором и даже геноцидом украинского народа. А также на исследования и аналогичный вывод жителя Полтавской области из диаспоры Канады священника В.К.Очерета (псевдоним Василь Барка), изложенные в его книге «Желтый князь», изданной по заказу Госкомитета радио и телевидения Украины издательством «Киевская правда» в 2007 г с предисловием (почти на 40 страниц!) акад. Н.Г.Жулинского - директора института литературы НАН, вице-президента – министра Украины, «Голови ради мовної політики при Президентові України (1999 р.).

И это в то время, когда полное отрицание геноцида уже содержится в интервью на заседании Священного Синода Православной Церкви известного духовного лидера – блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и Всея Украины «Зеркалу недели»: «Перед синодом не стояла цель признать голодомор именно фактом геноцида… я бы не советовал акцентировать внимание на слове «геноцид» потому, что геноцид преступление одного народа против другого» (О.Афонин – «Фабрика неправды», «Киевский вестник», 20 ноября 2008г, №16). Такой же точки зрения придерживается и наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Павел. В его статье «В нашу жизнь возвращаются идолы…» по этому вопросу выделен специальный подзаголовок «И голод был и мор, но не геноцид…» (Мор в переводе со славянского смерть). «Я лично ничего не имею против, да действительно голодомор был. Точно также, как есть он и сей час. Сегодня его тоже совершают политики. Но я никогда не утверждал и никогда не буду утверждать, что это был геноцид – потому что здесь умирали все. Однажды я задал вопрос одному духовному лицу: «Как мне сегодня поминать свого деда. Ведь он не от голода умер, его задушили бандеровцы. Почему в Западной Украине никто не говорил об этих людях, убивавших своих соседей, друзей, родственников, как о палачах своего народа. Почему не говорят что настоящий геноцид был, когда униаты убивали православних украинцев душили украинцы… Почему про это молчат. Ответ простой. Все что ныньче происходит в нашем государстве – это просто политический реванш. Когда в стране действительно хаос, когда в стране действительно беда и горе, когда в стране люди остаються без работы, без средств к существованию, без куска хлеба. Чтобы отвлечь внимание от насущних дел, начинают искать внешних врагов, причем, зачастую вымышленных. А проще всего это сделать обратившись к истории, к прошлому – сфальсифицировать его, оклеветать, оболгать… Наивные! Обмануть можно человека, недолго можно обманывать даже весь народ и целую страну. Только Бога обмануть нельзя. Ведь апостол Павел ясно сказал: «Бог поругаем не бывает. Что посеешь, то и пожнешь». Церковь вне политики… Митрополит Владимир не подстраивается ни под какие партии («Киевский вестник», 27.12.2008, №132,с.5).

Форсированная коллективизация, а тем более раскулачивание в 1931-1933 гг., порождали распространенный саботаж, кулацкие восстания, месть со стороны родственников раскулаченных и их детей которые оставались в том же селе. Эту правду с опозданием понял и И.В.Сталин. Но его статья «Головокружение от успехов» нужна была несколько раньше, еще 1931-1932 гг. Многие кулаки своевременно успели выехать за рубеж. Это те, которые имели золото и могли уехать в США, Канаду, Австралию и другие регионы. Многие из них в срочном порядке продавали все, что можно было продать (коров, коней, свиней, птицу и т.д). Уехать помогло им золото, а оно у них имелось. Помогло золото выжить и середнякам, у которых оно было, т.к. функционировали торгсины (магазины продававшие продукты только за золото). В селах оставались середняки и бедняки часть из которых представляли собой неумелых хозяев, лентяев, пьяниц, а также многодетные. Когда началась кампания по проведению дополнительных хлебопоставок начались убийства председателей сельсоветов, активистов села (пособников коммунистов, так их называли), массовый саботаж. А когда появилось насильственное изьятие зерна, то появились случаи сжигания его и тщательного его прятания (закапывания в короварниках, в снегах, в лесах и т.д). Лица направленные на заготовку зерна становились жестокими, нарушали дозы отбора зерна, забирали не только его избыток, но даже семенной фонд, что вообще не разрешалось делать. Чтобы ускорить уборку урожая распространилось в ряде сел, срезание только колосков. По 2-3 мешка увозили с поля. Многих вылавливали с этими колосками и судили. На осеннюю посевную 1932 г. и весеннюю 1933 г. не хватило зерна, потому многие поля остались не засеянными (!), а это одна из причин голода. Раскулачивание как правило проводилось без какой-либо соответствующей психологической подготовки. Однако в ряде сел, в том числе в селе Кайдачиха Винницкого района Винницкой области колхозы создавались сугубо на добровольных началах.

Приводим технологию: на общем собрании крестьян сообщали, что руководство страны рекомендует перейти от индивидуального хозяйствования к колхозному и в этом плане проводилась разьяснительная работа. Разьясняли что укрупнение хозяйств позволит использовать в сельском хозяйстве кроме сохи, плуга и лошадиной или бычьей силы, созданную в стране технику: трактор, механизированные (на тракторной тяге) культиваторы и бороны, косилки, комбайны, молотилки и другие сельскохозяйственные машины. А это облегчит не только тяжелый труд крестьянина, но и повысит производительность. А если учесть, что у многих бедняков сел не было даже того, чем уже располагали середняки и куркули, даже коней и сельхозинвентаря, то у ряда из них появился большой интерес к новшеству и часть из них начала добровольно обьединяться в колхозы еще в 1929 году. Правда они были малочисленные (по 10-20 и больше хозяев). На добровольных началах, по просьбе образовавшегося председателя колхоза середняки выделили в их пользование 2-3х лошадей, 1-2 плугов, 1 культиватора, кое где сеялки. На общем собрании выделяли по 1,5 – 2,2 га земли на одного вступившего в колхоз, а также необходимый посевной (пшеницу, рожь, ячмень, просо, горох и др.) и посадочный (в основном картофель, свеклу и другие) материал. Был налажен учет труда каждого учасника колхоза, разработаны соответствующие нормативы, учет исчислялся учетчиком в трудоднях. В 1929 году урожай оказался очень хорошим. После формирования посевного и посадочного материала на 1930 год остатки урожая были розданы колхозникам-добровольцам на трудодни.

Выгода общественного труда оказалась настолько очевидной, что в 1930-1931\32 гг. добровольцами оказались почти все крестьяне. В с.Кайдачиха вне колхоза остался только один человек. Но в 1932 году уже были трудности (низкий урожай, неудовлетворительные погодные условия), поэтому было организовано весной и летом общественное питание. Для работы на общественной кухне были привлечены лица пожилого возраста и женщины имеющие малолетних детей. Для питания использовали м'ясо, молоко, овощи и фрукты. Готовилось питание для взрослых и для детей. Питание было 2-х разовое, для детей 3-х разовое (все за счет колхоза). На работу (в 8-00) и с работы (в 17-18 часов) шли с песнями. Колхоз был небольшой, а поэтому выездное питание проводилось только в специализированных группах – для механизаторов, трактористов, косарей.В 1932-1933 гг, когда в других селах появилась и наростала голодовка в соседних селах было трудно, так как голодные беженцы прибегали к воровству продуктов и разграблению урожая. В ряде сел даже были организованы отряды самообороны (охрана зернохранилищ, погребов, общественного скота, птиц и т.д.). Однако, никто из жителей села Кайдачихи от голода не умер. Удалось в ряде случав выручить даже своих родственников и знакомых из соседних сел. Желающих проверить приглашаем посетить с Кайдачиху (это в 6-7 км, от Винницы). Там еще есть родившиеся в 1925-1926 г.г., которые хорошо помнят как это все происходило и вы убедитесь в абсолютной достоверности наших данных. Мы полностью согласны с мнением такого уважаемого духовного лидера как наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Павел, упоминавшийся выше,что «если в селе был умный староста, то никого в Сибирь из села не увезли. А где был безбожник, человек мстительный, человек злобный, там совершалось насилие» (Газета «Киевский вестник», 29.12.08,с.5). А там где крестьяне проявляли саботаж и от выполнения плана хлебопоставки категорически отказывались, а зерно прятали, староста превращался в зверя и становился насильником.

А в связи с этим возникает вопрос: почему нельзя было по такой схеме перейти от индивидуального землепользования к колхозному повсеместно? Не было бы столько слез, убийств активистов коллективизации, насильственного отрыва крестьянина от земли. Не было бы и кулацких восстаний (они же защищали свое). Не было бы гражданской войны, а значит не было бы того страшного голода, который еще считают и искусственным и запланированным Сталиным, Постышевым и иже подобными. А почему нельзя было попробовать превратить кулаков в фермеров или бригадиров колхозов. Как их опыт пригодился бы! Кстати не такой страшный и колхоз. До сих пор еще существует еще эта форма общественного труда. Есть там герои соцтруда, все люди прекрасно работают и неплохо живут. «Чисельність робітничо-військових формувань в Україні, які займались насильницьким вилученням продовольства в селян і придушенням масових селянських заворушень, сягала 8 тисяч чоловік» (Жулинський, Передмова. До книги В.Барки, с.11). А это насилие, и оно не проходило бесследно! Крестьяне сопротивлялись! «Світ бачив не один страшний голод, під час багатьох з них становище ще більше погіршувала громадянська війна. Проте організований як геноцидний акт державної політики, слід вважати як унікальний» (Норман Дейвіс. Європа. Історія, 2001, с.994. Автор фундаментальної історії Європи). «Голод був штучно зроблений з метою ліквідації національно-свідомих патріотичних сил, здатних протистояти комуністичному режимові і боротися за волю і незалежність України» там же. По Прудону на Украине в 1931-32 г. имели место настоящая социальная революция всего украинского народа в состав которого входит более 30 национальностей.

Так при чем тут геноцид или этноцид? Однако в отличие от вышеприведенных принципиальных и справедливых замечаний именно на геноциде постоянно настаивают академик НАН Н.Г.Жулинский и писатель В.А.Яворивский да и президент Украины В.А.Ющенко и прилагают к этому невероятные усилия. Известно, что издано даже специальное постановление о том, что лица, не признающие голода в 1932-1933 годах геноцидом, подлежат наказанию как враги украинского народа. Вот почему мы считаем, что углубленное изучение величайшего голода 1932-1933 года в Украине следует начать с определения, что такое кулак в сельском производстве (применительно к раскулачиванию, проводившемуся в те годы). Большинство кулаков были людьми высочайшего трудолюбия, которые добивались хороших результатов своей деятельности. Они создавали основу сельскохозяйственного благополучия. Правда некоторые из них привлекали для работы в своем хозяйстве и крестьян-бедняков со своего или других сел. Это напоминало уже статус мелких помещиков. Возможно, к ним мог быть иной подход, а не, как правило, раскулачивание. «Но лозунг советской власти: «Кулак злейший враг социализма» обсуждению не подлежал. Крестьянин имевший кирпичный дом, или крышу дома под жестью или шифером, личную маслобойку, или небольшую мельницу, 2-3 коровы или несколько лошадей, несколько свиней, или лошадей, несколько десятков кур, уток или гусей, или индивидуальную пчелиную пасеку, или наладивший изготовление тканей из льна или конопли, или был хорошим столяром или сапожником, построить колодец, сарай или погреб и т.д. – все это могло давать повод причислить его к категории кулака с последующей жесткой санкцией раскулачивания, без какой либо компенсации. Ограничивались и земельные наделы. Многие крестьяне до сих пор не понимают, что лучше – контролируемый государством председатель колхоза или плох контролируемый или вообще не контролируемый современный фермер? Отношение к организации колхозов со стороны крестьян было отрицательным, это одобряли в основном бедняки, среди которых было и немало и лентяев, алкоголиков, любителей легкой наживы, не проявлявших себя трудолюбием, но были активными помощниками в раскулачивании.

К сожалению настоящего глубокого исследования причин невероятного по величине голода в 1932-1933 годах фактически не было, в том числе и в СССР. Говоря о материалах, публикуемых через многие десятки лет после голода на Украине нельзя не остановиться на некоторых фактах, о которых вообще не говорят, а если говорят, то искажают даже элементарную истину (работы Джеймса Мейса, Василя Барки, П.Г.Жулинского, исследования В.С.Кульчицкого, опусы В.Я.Яворивского и др.).В них даже нет оценки роли имевших место массовых кулацких восстаний в годы раскулачивания и насильственных коллективизаций проводившихся без какой либо психологической или идеологической подготовки сельского населения. Хотя в «Предисловии» к книге В.Барки акад. НАНУ П.Г. Жулинского есть данные о них, материалы, о которых следовало бы говорить и принимать их во внимание, особенно при вынесении такого ответственного политического вердикта как определение голода на Украине в1932-1933 годах как голодомора (насильственного и планового?!), или еще и безграмотного как «геноцида». В то время как этот голод был результатом внутренних грубых государственных просчетов руководства советской власти тех лет, которых можно было избежать.

Так где же тут геноцид? Кто, когда и кого убивал, кто определял национальность убитых?«І це масове людиногубство було свідоме, заплановано навіть директивно «освячено» (то же из «Предисловия» Жулинского к работе В.Барки «Желтый князь», 2003, с.24).На каком основании пишет об этом Жулинский и считает это научным исследованием!? Это чистейшая клевета. Вот к чему приводит русофобия и научная нечистоплотность автора! Как НАН Украины может держать его в своих членах? Документальними данными американского ученого Р.Конквеста: «Голодом виморювався не просто український селянин, а національно свідомий господар на своїй землі, бо він боровся не лише за виживання в умовах жахливої посухи, але й за свою національну гідність і Волю. Послідовно і систематично знищувалась свідома українська людина – носій національних цінностей і пріоритетів» (Жулинський, Передмова до «Жовтого князя», 2003., с12).Это уже резюме Жулинского.

Выходит, что «виморювали» только «національно свідомих», а умирали все подряд? А как это достигалось при тотальном голоде?!

«Троцький ще в 1919 р. писав: На Україні гвинтівки, патрони є у всіх крім солдатів… Селянин перебуває, поки не одержить гвинтівку, щоб з нею повернутись до себе в село, де гвинтівки стікаються в руки куркулів і так званих середняків, тобто потенціальних куркулів ( Даниленко В.М., Касьянов В.Г., і Кульчицький С.В., 1991,-с.25) из «Предисловие» Жулинского к книге В.Барки, с.14).Вот кто действительно готовился в плановом(!) порядке и использовал правда неумело в 1933 году и даже еще в 1931 году (при кулацких восстаниях, которые также вели к спонтанному голоду.На странице 15 в предисловии к работе В.Барки самим Жулинским написано: «Українці, як свідчив більшовицький вождь Лев Троцький, мали зброю, мали вишколених на фронті першої світової старшин, національно свідому військову еліту і сподівалися на очолення їхньої боротьби провідниками нації – українською інтелігенцією».Вот о чем идет речь! Они то и ожидали, что их склонение крестьянских масс приведет к перевороту, к ликвидации Советской власти. А виной окажется не гражданская война, а придуманный ими голодомор - геноцид.«Ми селяни - повстанці, котрі підняли зброю за народні права проти насильників-комуністів, звертаємось до вас, інтелігентів, із закликом залишити назавжди свою нейтральність і приєднатись до поставшого народу… Тепер, або ніколи!... Досить вагань!»«Інелігенціє! Повставше селянство закликає до останнього бою!»«Антибільшовицький повстанський рух хопив українське село і каральні експедиції проти куркульського бандитизму одержали в спільники голод» из «Предисловия» Жулинського до книги В.Барки,с.15).

Вот где причина голода, а не геноцид придуманный академиком Жулинским, и поддержанный нашим Президентом это они настаивают на том, чтобы такое решение приняли все страны мира.

«Голод 1932-1933 років в Україні – злочинна агресивна акція комуністичного режиму проти українського народу – назва якої етноцид» (из «Предисловия» Жулинского до книги В.Барки,с.31). По словнику Л.О.Пустовіта і соавторов (Київ,2000 р. с.436), етноцид – різновид національної політики, спрямованої на ліквідацію певної національності шляхом переходу в іншу етнічну якість», т.е. це теж саме, що і геноцид.Лідер радикальної партії Франції Едуард Ерріро, який в серпні – вересні 1933 року відвідав Україну, засудив твердження наявності геноциду. Сумнівався в проявах геноциду і навіть голодомору і англійський письменник Бернард Шоу.( из «Предисловия» Жулинського, с.20).Голод 1932-1933 рр. уразив обидві республіки УССР і РСФСР («Передмова» Жулинського с.21). Москва, как известно категорически отрицает как «голодомор» так и «геноцид». И Жулинский несомненно об этом знает, и несмотря на это даже после выступления митрополита Владимира и архиепископа Павла не счел необходимым более детально изучить этот вопрос и придти к единственно правильному выводу – признать это большое горе Всего многонационального украинского народа большим голодом, который был порожден социальной революцией в 1932-1933 годах.

Когда читаешь книги, посвященные голоду в Украине, именно голоду, а не голодомору, а тем более не геноциду удивляешся откуда у многих политических, культурных и государственных деятелей (типа Н.Г.Жулинского, С.В.Кульчицкого, В.С.Кульчицкого, В.А.Яворивского и Ко) столько ненависти к Родине которая их взрастила и дала все свои блага. Создается впечатление, что они прямо захлебываются, когда обливают грязью свою Родину и не видят, а главное не хотят видеть того что сделала для Украины советская власть, превратившая ее из нищенской в высоко-культурную и индустриальную страну.

Да без индустриализации и коллективизации ничего подобного бы не было. А ведь мы были второй (после США) страной мира, нами восхищаются все кроме русофобов, мы освободили мир от фашистской чумы, а они теперь хотят навязать фашизм Украине. Да почитали хотя бы «Киевский вестник» или более обстоятельный источник, не боясь правды, которая в них, а еще в некоторых других несомненно имеется, а нужно было бы, тогда вы увидели бы то, чего не хотите видеть, а захлебываетесь клеветой, которой так часто вещает горе-писатель В.А.Яворивский. Кстати все более или менее культурне люди уже давно выключают радио и телевидение когда он начинает свои клеветнические опусы про голодомор и геноцид на Украине. Неужели у Вас кроме клеветы других слов нет? Или вы так слепо следуете по пути Президента – ярого националиста и русофоба.

Вы все выпрашиваете у всех обиженных: «Пишите мне о всем плохом, в том числе и о геноциде» И вам пишут все русофобы. А вы тратите свой талант, если он у вас еще не исчез. Когда начинают транслировать Ваши клеветнические передачи, антирусские и антисоветские опусы, то приходится выключать радиоточку. А для бывшего писателя это конец. А как депутат вы ничего дельного предложить к сожалению не можете. Вы хорошо знаете, что специального научнообоснованного анализа причин суперголода не было ни в Украине, ни в других регионах. А поэтому этот изьян надо восполнить, пока еще живы 80-летние и постарше, а живые свидетели - это наша гордость и носители исторической памяти нашего народа.Следует учесть и сообщение экс-министра иностранных дел Украины В.Огрызко, которое появилось в газете «Урядовий курьєр» (10.02.2009 (3929) под названием «Світ знатиме про трагедію», о том, что «в інформацію про голодомор буде внесено до учбових програм середніх освітніх шкіл додаткові дані шести країн – членів ЮНЕСКО, 12 вищих навчальних закладів 12 держав та 8 країн світу».Наша просьба: включить в эту информацию и наши серьезные принципиальные замечания.

Тарас Пивнюков, гражданин республикиУкраины, КОМИНФОРМ